Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997, всем владельцам и арендаторам опасных производственных объектов, следует заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательным формированием или службой. Данные подразделения оказывают помощь населению и предприятиям, если возникают чрезвычайные ситуации, аварии и катастрофы. В штате аварийно-спасательного формирования должны работать специалисты, которые обладают соответствующим опытом. Выезжая на объект, они берут с собой необходимые материалы, оборудование, спецтехнику.
Договор с АСФ на обслуживание ОПО подразумевает готовность формирования оперативно реагировать на поступающие сигналы опасности. Выезжая на вызов, специалисты принимают необходимые меры: эвакуируют с объекта людей и ликвидируют источник опасности, тушат пожары, если таковые имеются, а также заботятся о том, чтобы последствия происшествия не нанесли вред окружающей среде.
Договор на аварийно спасательные работы при ЧС на ОПО
После крупного пожара, который произошел в Москве на строительном рынке «Синдика», было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя Генерального директора предприятия. Данное лицо заключило фиктивный договор на обслуживание с АСФ и ДПО, которые не имели возможности должного реагирования на чрезвычайную ситуацию. Было установлено, что формирование не имело необходимого оборудования и техники, для выполнения аварийно-спасательных работ, хотя было аттестовано на их проведение. Одновременно с этим, заместитель Генерального директора вступил в халатный сговор с руководителем АСФ и заключил договор на формальных основаниях. После начала чрезвычайной ситуации ни АСФ ни добровольная пожарная охрана не смогли ни локализовать не предотвратить происшествие, прибыли на место только тогда, когда пожар полным ходом ликвидировался силами Федеральной пожарной службы.
Обслуживание опасных производственных объектов
Ошибочно мнение, что опасными являются объекты, которые располагаются исключительно на производствах. Любое юридическое лицо, которое имеет в собственности или аренде (эксплуатирует) ОПО, обязано заключать договор с АСФ. Основной перечень можно найти на сайте Ростехнадзора, поэтому ниже мы приведем на понятном русском языке перечень тех объектов, о которых нет данных в открытом доступе и подробное описание к ним (именно с этими объектами, как правило, бывают неприятности в следствие отсутствия договора):
1. Топливно-энергетический комплекс.
1.1.Участок магистрального газопровода (к данной категории относятся не только участки, расположенные на предприятиях или в черте населенного пункта, газопровод в СНТ, ДНТ, ГСК и ТСЖ также является опасным объектом и подлежит обслуживанию);
1.2. Котельная, газовый котел, база хранения газа, газонаполнительный пункт, резервуар, в том числе передвижная (автомобильная) цистерна, межпоселковая сеть газоснабжения, система теплоснабжения (в том числе в котеджных поселках);
1.3. Участок трубопровода теплосети, электросети, дизельная подстанция, площадка трансформатороной подстанции;
2. Различные отрасли промышленности.
2.1. Участки по добыче торфа, угля (в.т.ч. шахта, гидрошахта, участок отвала пород (при этом места переработки, погрузки-разгрузки также являются ОПО);
2.2. Рудник, прииск, карьер (добыча полезных ископаемых, недр или драгоценных металлов, в том числе открытым и подземным способом добычи);
2.3. Участок добычи сырья, дробильно-сортировочная площадка, участки всех видов строительства;
2.4. Склад взрывчатых материалов, полигон и площадки их погрузки/разгрузки;
2.5. Участок ведения буровых работ, устройство скважин, компрессорная площадка (в том числе работы на акватории вод);
2.6. Участки геофизических работ;
3. Химическая промышленность.
3.1. Цех, участок, площадка производства и переработки, база товарно-сырьевая, склад готовой продукции, склад ГСМ, АЗС, отдельно расположенный резервуар;
3.2. Холодильная установка, площадка производства спирта;
3.3. Производство, переработка, погрузка-разгрузка цветных металлов, отравляющих, взрывоопасных, легковоспломеняющихся веществ;
4.Другие объекты, не включенные в перечисленный список.
4.1. Объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры;
4.2. Объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.
В данном перечне приведены только спорные объекты, которые являются предметом судебных разбирательств и привлечения к ответственности руководителей организаций. Полный перечень опасных производственных объектов, которые обязаны заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательными формированиями, содержится в нормативных документах.
Аварийно-спасательное обслуживание ОПО
На сегодняшний день, большинство аварийно-спасательных формирований создаются формально, именно для заключения договоров и получения прибыли, при этом они не имеют элементарного оснащения и штата сотрудников. Перед тем, как заключить договор на обслуживание, руководству предприятия необходимо удостовериться в том, что АСФ/НАСФ/АСС готовы к реагированию на чрезвычайные ситуации. Предложения заключить договор формально, по заниженной цене, влекут серьезные последствия, причем отвечать за данные действия будет не АСФ, а руководитель предприятия/организации.
Формирование должно разработать план, который учитывает все особенности чрезвычайной ситуации на конкретном объекте. Если потребуется, специалисты должны провести эвакуацию персонала и пострадавших при помощи наиболее подходящих транспортных средств. Подписать договор с аварийно-спасательным формированием можно на любой срок, начиная от года и далее. В этом документе будут перечислены все услуги, которые будут оказывать спасатели.